В этом разделе я хотел бы познакомить гостей с моими пробами в области очень старой техники многослойной живописи, которую часто еще называют техникой фламандской живописи. Я заинтересовался этой техникой, когда вблизи увидел работы старых мастеров,художников эпохи Возрождения: Яна ван Эйка, Питера Пауля Рубенса,
Петруса Кристуса, Питера Брейгеля и Леонардо да Винчи. Бесспорно эти работы до сих пор являются образцом для подражания, особенно в плане техники исполнения.
Анализ информации по этой теме помог мне сформулировать для себя некоторые принципы, помогающие если не повторить, то хотя бы попробовать и как то приблизиться к тому, что называют техникой фламандской живописи.
Петруса Кристуса, Питера Брейгеля и Леонардо да Винчи. Бесспорно эти работы до сих пор являются образцом для подражания, особенно в плане техники исполнения.
Анализ информации по этой теме помог мне сформулировать для себя некоторые принципы, помогающие если не повторить, то хотя бы попробовать и как то приблизиться к тому, что называют техникой фламандской живописи.

Питер Клас, Натюрморт
Вот что о ней зачастую пишут в литературе и на просторах интернет:
Например, такая характеристика дается этой технологии на сайте http://www.chernorukov.ru/
"Исторически это первый метод работы масляными красками, и легенда приписывает его изобретение, как и изобретение самих красок, братьям ван Эйк. Современные исследования произведений искусства позволяют сделать вывод, что живопись у старых фламандских мастеров всегда выполнялась по белому клеевому грунту. Краски наносили тонким лессировочным слоем, причем таким образом, чтобы в создании общего живописного эффекта принимали участие не только все слои живописи, но и белый цвет грунта, который, просвечивая через краску, освещает картину изнутри. Также обращает на себя внимание практическое отсутствие в живописи белил, за исключением тех случаев, когда писались белые одежды или драпировки. Иногда они еще встречаются в самых сильных светах, но и то лишь в виде тончайших лессировок. Вся работа над картиной велась в строгой последовательности. Начиналась она с рисунка на плотной бумаге в размер будущей картины. Получался так называемый «картон». Примером такого картона может служить рисунок Леонардо да Винчи к портрету Изабеллы д'Эсте. Следующий этап работы – перенесение рисунка на грунт. Для этого его накалывали иглой по всему контуру и границам теней. Затем картон клали на белый отшлифованный грунт, нанесенный на доску, и переводили рисунок порошком угля. Попадая в отверстия, сделанные в картоне, уголь оставлял легкие контуры рисунка на основе картины. Чтобы закрепить его, след угля обводили карандашом, пером или острым кончиком кисти. При этом использовали или чернила, или какую-нибудь прозрачную краску. Художники никогда не рисовали прямо на грунте, так как боялись нарушить его белизну, которая, как уже говорилось, играла в живописи роль самого светлого тона. После перенесения рисунка приступали к оттушевке прозрачной коричневой краской, следя за тем, чтобы грунт всюду просвечивал через ее слой. Тушевка производилась темперой или маслом. Во втором случае, чтобы связующее вещество красок не впитывалось в грунт, его покрывали дополнительным слоем клея. На этой стадии работы художник разрешал почти все задачи будущей картины, за исключением цвета. В дальнейшем никаких изменений в рисунок и композицию не вносилось, и уже в таком виде работа представляла собой художественное произведение. Иногда, прежде чем закончить картину в цвете, всю живопись подготовляли в так называемых «мертвых красках», то есть холодными, светлыми, малоинтенсивными тонами. Эта подготовка принимала на себя последний лессировочный слой красок, при помощи которого придавали жизнь всему произведению.
Произведения живописи, исполненные фламандским методом, отличаются прекрасной сохранностью. Выполненные на выдержанных досках, прочных грунтах, они хорошо противостоят разрушениям. Практическое отсутствие в живописном слое белил, которые от времени теряют кроющую силу и тем изменяют общий колорит произведения, обеспечило то, что мы видим картины почти такими же, какими они вышли из мастерских своих создателей.
Основные условия, которые следует соблюдать при пользовании этим методом – скрупулезный рисунок, тончайший расчет, правильная последовательность работы и большое терпение."
Первым моим опытом был конечно натюрморт. Представляю поэтапный показ развития работы
1-й слой имприматуры и рисунка не представляет интереса, поэтому его пропускаю.
2-й слой является пропиской умброй натуральной
3-й слой может быть как уточнением и уплотнением предыдущего, так и "мёртвым слоем", выполненным с помощью белил, черной краски и добавления для небольшой теплоты или холодности охры, жженой умбры и ультрамарина.
4-й слой является первым и слабым введением цвета в картину.
5-й слой вводит более насыщенный цвет.
6-й слой является местом окончательной прописки деталей.
7-й слой может использоваться для уточняющих лессировок, например для "приглушения" заднего фона.
Окончательный вид такого на первый взгляд незамысловатого натюрморта после покрытия лаком последнего 7-го слоя будет таким
Т.к. каждый слой должен просыхать 2-3 недели, работа над такой картиной растягивается на несколько месяцев. Тем не менее только после окончания работы понимаешь, что время потрачено не зря, т.к. просвечивание тонких слоев лессировок и их оптическое смешение создает очень живое и насыщенное ощущение!
Вот еще одна моя проба (40х50 см, с рамой 50х60 см) - вариация на тему винограда и его спутников ...
Еще вариация в рубиновых тонах (40х60 см, с рамой 50х70 см)
Круто. Тоже так хочуя))
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное! Всё же именно фламандская техника - эталон совершенного качества! Будем учиться!
ОтветитьУдалить